Интеграции аудио систем
На выставке CEDIA Expo 2015 Энтони Гримани (Anthony Grimani – известный гуру в области домашних театров и инженер-акустик в таких компаниях, как THX и PMI Engineering) впервые продемонстрировала свою новую аудио систему и показал всем, как он решает наиболее распространенные в нашей отрасли «50 проблем интеграции аудио систем» (50 Audio Integration Problems). Журналист Джереми Гловацкий (Jeremy Glowacki) из журнала «Residential Systems» был настолько впечатлен этой демонстрацией, что написал об этом статью в последнем номере своего издания. Его статья вдохновила авторов на написание целой серии...
Проблема #6: ВЕРТИКАЛЬНАЯ диаграмма направленности излучения акустических систем типа ЛИНЕЙНЫЙ МАССИВ: изменение качества звука и ясности звучания в зависимости от высоты ушей слушателя в комнате
Авторы: Frank White и Anthony Grimani
Эта тема продолжает наш список основных 50 проблем, возникающих при построении систем домашнего театра и аудио систем. Этот список мы составляли последние 25 лет – на основе более 1000 реализованных проектов домашних театров высокого класса.
Как любой нормальный взрослый, мы сто раз подумаем, прежде чем дать четырехлетнему ребенку мясницкий нож. Тут слишком много неконтролируемых переменных, большинство из которых в конечном итоге могут привести к вызову срочной службы спасения по телефону 911. Подобная ситуация может повториться и в акустике, чтобы послужить уроком для всех нас.
Многие из нас начинали свое путешествие в мир музыки с наушников и плееров iPod, а некоторые - с плееров в духе Sony Walkman. Как только мы становились более состоятельными, мы обычно ставили аудиосистему в машину и вкладывали деньги в полноценную стерео или даже многоканальную систему для дома.
Довольно часто это были напольные акустические системы типа "башня", но иногда в них была целая длинная линейка вертикально установленных драйверов. Такие колонки обычно называют "линейным массивом" излучателей.
Большинство вариантов подобных линейных массивов в принципе не могут создавать ровное и равномерное звуковое поле. Эти большие «башни» (а также их эквиваленты, встроенные в стену) конструируются с учетом множества компромиссов. Проще говоря, они предназначены, главным образом, чтобы произвести впечатление на покупателей своим необычным видом. В магазине они выглядят круто, но тот факт, что четыре или более драйвера одновременно излучают в одном и том же диапазоне частот, неизбежно омрачает впечатление от тех звуковых волн, которые они генерируют.
Не все колонки типа линейный массив так уж плохи - посетите любой музыкальный фестиваль, концерт, или зайдите в церковь среднего или крупного размера, и вы увидите вертикальное расположение динамиков у колонок, расположенных по бокам сцены.
В коммерческой сфере, в религиозных учреждениях и на концертах, такие вертикальные колонки позволяют управлять излучением в вертикальной плоскости и играют важную роль в продвижении звука нужной громкости на определенную глубину в пространстве зала. Использование линейного массива позволяет аудио инженерам сделать звучание предсказуемым и спектрально упорядоченным для каждой секции помещения. Подобные типы колонок можно направить на контролируемую часть зала. Такие преимущества для больших помещений намного перевешивают взаимные помехи от динамиков, и зрители получают гораздо лучшие впечатления от концертов.
Производители аппаратуры для домашних кинотеатров, возможно, пытаются использовать успех и популярность профессиональных АС такого типа. Чем больше динамиков они смогут запихнуть в корпус колонки, тем больше «молока сможет выдоить из покупателей» продавец. И такая ситуация на рынке уже давно. Поэтому ваша любимая напольная АС типа линейный массив может выглядеть как младший родственник тех самых больших концертных порталов, но обычно они создают ужасно неравномерное качество звука и порождают резонансы в области средних и высоких частот.
Мы понимаем, уважаемый читатель, что вы тоже поражаетесь, как же это можно доверять четырехлетнему малышу нож мясника? Побудьте немножко с нами, и мы все вам объясним.
Типичная высокая АС типа линейный массив - которая вам нравится, вполне может «рассекать» помещение своим непоследовательным и неравномерным излучением, с хаотично распределенной громкостью и тональным составом. Бытовая реализация линейного массива, скорее всего, отличается сильно неравномерным качеством звука, несмотря на все старания ее производителей.
Все это потому, что они не являются по-настоящему "линейными источниками". Обычно у них имеются разрывы по краям каждого динамика, и, как правило, линейный массив не простирается от самого пола и до потолка. Все это приводит к интерференции звуковых волн от отдельных динамиков, к образованию «пустот» и провалов по частоте, что серьезно ухудшает качества звука.
Попробуйте сделать простой тест: запустите через колонку «розовый шум» и попробуйте смещаться по вертикали вверх и вниз от осевой линии линейного массива. Вы наверняка заметите свист в звучании, доказывающий, что его спектр меняется. Проблема заключается в том, что в зависимости от того, где вы сидите в многоуровневом театре, вы получите разные впечатления от прослушивания, ни одно из которых, скорее всего, не будет верным.
Многие так называемые "профессиональные" инсталляторы домашних театров тоже ведут себя как неразумные родители, давшие четырехлетнему ребенку нож мясника, а он режет пространство своей аудитории на куски с ужасающими результатами.
Решение: используйте только правильно разработанные колонки типа точечного источника, желательно с волноводами, чтобы гарантировать нужное распределение звукового поля.