Как MQA может улучшить звук оригинальных мастер-записей?

31 мая 2016

В журнале «The Absolute Sound» (May/June 2016) опубликован целый ряд статей по новой технологии кодирования MQA компании Meridian. В одной из этих статей редактор журнала Роберт Харли (Robert Harley) ставит вопрос так: «Как MQA может улучшить звук оригинальных мастер-записей? (How Can MQA Improve the Sound of Original Masters?) и далее сам отвечает на него, опираясь на собственные впечатления и мнения профессионалов звукозаписи.

«Существует некоторый скептицизм и даже враждебность по отношению к MQA среди участников многих интернет-форумов, причем большая часть их критики вызвана заявлениями о том, что эта технология может обеспечить качество звука лучше, чем у оригинальных мастер-записей».

«Такой «подвиг», по словам критиков в постах на форумах, невозможен и претензии на него являются очевидным доказательством (prima facia), что на самом деле MQA – это обман. Следует отметить, что эти кабинетные критики, вероятно, не читали статьи Общества инженеров-акустиков (Audio Engineering Society) или заявки на патенты, а сами никогда не слышали записи в MQA».

«Но вопрос все равно остается открытым, как можно вообще с помощью MQA улучшить мастер-записи? Не является ли предоставление слушателям оригинальных высококачественных мастер-записей той самой пресловутой «Чашей Святого Грааля», к которой нужно стремиться?

Прежде чем коснуться сути этого довольно сложного вопроса, мы должны сначала рассмотреть то, что имеется в виду под мастер-записью. В повседневной речи “мастер” - это физический носитель (например, аналоговая магнитная лента) или же цифровой файл, который первым запечатлевает музыкальное содержание окончательного микса исполнения. Но правильнее считать, что “мастер” это всего лишь один предыдущий шаг в цепочке – ведь сигнал дальше подается в аналоговый магнитофон или же на аналого-цифровой преобразователь. Правильное хранение, распространение и воссоздание этого сигнала является истинным Святым Граалем, а никак не сохранение сигнала после того, как он уже поврежден медиа-носителем».

«Дело в том, что файл MQA создается на базе цифрового “мастера”, содержащего обширные метаданные, и использует информацию об аналого-цифровом преобразователе (АЦП), которая далее используется для создания MQA-мастера. Кодировщик в MQA формат может удалить конкретные искажения, вызванные этим АЦП. Искажения бывают разные у разных АЦП (звукозаписывающие компании ведут детальную запись подобных параметров). Там же, где АЦП неизвестен, универсальный алгоритм анализирует файл, а затем удаляет его типичные артефакты. Конкретно, MQA снимает “временное размывание” сигнала (Temporal Blur), вызванное наличием «звона» в фильтре». «(Смотрите обзор - как на самом деле работает MQA - в этой же статье, а также мое углубленное техническое описание, как на самом деле работает MQA в выпуске Issue 253 журнала.). Это одна из причин, почему MQA может звучать лучше, чем «мастер», и перенести слушателя на один шаг раньше в цепи сигнала - перед мастер-записью».

«Как я уже рассказывал в мартовском номере журнала, в рубрике «От редактора», на последней выставке CES я слышал оригинальную запись 88.2 кГц/24-бит, сделанную Питером МакГратом (это было живое исполнение оперы "Тоска"), наряду с версией MQA этой записи. Оригинал имел битрейт 4.23 Мб/с. Файл MQA - 1.3 Мб/с. Версия MQA на самом деле была гораздо лучше, чем оригинал по всем возможным оценкам – по тембру, размерности, по возможности выделения отдельных музыкальных инструментов, реализму аплодисментов, и самое главное, в передаче сути музыки. Питер сидел рядом со мной и был в равной степени поражен этим, казалось бы, невозможным достижением».

«После получения референсного CD-плеера/ЦАП Meridian 808v6 и MQA-кодированных файлов, я проделал немало сравнений цифровых записей с их MQA версиями, слушая не-MQA версии из моей библиотеки на плеере Aurender W20 с дисков CD или же скачанные с сервиса Tidal, причем все через один и тот же ЦАП. На каждой сравниваемой паре, звучание MQA было решительно лучше, причем в некоторых случаях кардинально лучше. При таком сравнении остается одна проблема, которая состоит в том, что обычно происхождение цифровых версий неизвестно; MQA файл может быть создан с помощью совершенно разных процедур мастеринга. В случае с записью Питера МакГрата это было не так, и мы слушали его оригинальный файл, созданный во время записи».

«Для дальнейшего исследования утверждений, что MQA реально может улучшить оригинал, я попросил специалистов закодировать в формат MQA запись, которую я вживую сделал на DAT-рекордер еще в 1988 году. Я скопировал файл из релиза на CD (в WAV формате) и отправил его в Meridian с информацией об аналого-цифровом преобразователе (это был профессиональный DAT- магнитофон Sony РСМ-2500)».

«Запись была сделана в формате 44,1 КГц/16-бит, что в то время было самым высоким доступным разрешением. Специалисты по MQA вернули мне файл, и я сравнил его с оригиналом. Должен упомянуть, что за последние 28 лет я слушал эту запись джазового квинтета сотни раз и на многих аудиосистемах. Версия MQA оказалась улучшенной, причем мириадами способов. На макроуровне MQA, казалось, “де-гомогенизирует” звуковую сцену, представляя каждый музыкальный инструмент в его собственном определенном месте, в окружении «воздуха» и «цветения». Кроме того, в самой звуковой сцене тоже было больше воздуха и пространства. Оригинал по сравнению с ним звучал более плоско и менее пространственно. У MQA тембры были гораздо более реалистичными; флюгельгорн обладал большей «телесностью», с более плотными и насыщенными оттенками звучания, и на нем сверху не было отягощения «синтетической патиной». Атака при ударах палочек по барабану была трансформирована кодированием в MQA; теперь она была так же скоротечна и мгновенна, как когда-то в студии. Для сравнения, удары по тарелкам в исходной записи были тупыми и тяжелыми, а не свежими и чистыми».

«Это совершенствование звучания системы привело к усилению ритмической интенсивности музыки. Еще одно важное качество звука, которое повлияло на восприятие музыки – гораздо большее разрешение отдельных инструментальных партий в версии MQA. Хотя, как уже упоминалось, я слушал эту запись сотни раз, слушая версию MQA, я впервые расслышал, что пианист играл одновременно с соло партиями флюгельгорна и тенор-саксофона. Еще более ярким примером способности MQA улучшать цифровые записи с разрешением 44.1 кГц является оркестровый альбом Zappa «The Yellow Shark». По сравнению с моей CD-версией, MQA файл сумел передать гораздо большую сложность инструментовки. Эта “де-гомогенизация”, упомянутая ранее, действительно пошла на пользу такой густо оркестрованной музыке. Я как будто слушал это произведение впервые, потому что вклад каждого инструмента был полностью раскрыт. Например, несколько отрывков отведены селесте, чья нежная, но важная партия обычно просто вплетена в ткань музыки на CD-диске, но в версии MQA она была четко выделена пространственно, тонально и музыкально».

«Профессионалы звукозаписи слышат то же самое. Alan Silverman, звукоинженер, записавший новый альбом Judy Collins «Strangers Again», вот что сказал о треке “When I Go” (с Willie Nelson): «… я просто сравнил воспроизведение MQA файла с моей оригинальной мастер-записью в формате 88.2кГц/24-бит и обнаружил, что MQA каким-то мистическим образом приносит мне больше удовлетворения, причем не просто за счет некой тонкой тени. Слушая Willie и Judy, я обнаружил, что их голоса звучат гораздо более реально, и в то же время они обладают тонкой текстурой и тональными деталями, которых я не слышу в оригинальной мастер-записи! То же самое касается банджо и нюансов электрогитары в правом канале. Я просто в восторге и очень увлечен процессом MQA кодирования».

«Morten Lindberg из норвежского лейбла 2L, имеющий с 2006 года 23 номинации на "Грэмми", из них 16 за лучшую работу звукоинженера, сказал: «… я провел много часов с Бобом Стюартом (Bob Stuart), слушая оригинальные записи, и меня неизменно поражало то невероятное чувство пространства и ясность, которые приносит MQA». О своем альбоме с названием «Magnificat» - Lindberg сказал, “ MQA звучит великолепно! Вы можете услышать положительные «подсластители» верхнего края частотного диапазона у струнных инструментов и, особенно на шипящих звуках (сибилянтах) у солиста. MQA разглаживает записи - это похоже на удаление вуали на сетчатой занавеске. Вот что делает MQA». Я должен отметить, что альбом «Magnificat» был номинирован на премию "Грэмми" этого года за лучшую работу звукоинженера и был записан с разрешением 352кГц/32-бит. Lindberg сравнивал мастер-запись с потоком данных 27Mbs и файл MQA с всего 1.4 Mbs. Эта способность очиститься от цифровых артефактов и восстановить естественный тембр, воздух, динамическую атаку и выделить отдельные инструменты - все это на грани чудес».

«Я давно уже смирился с фактом, что всем записям, которые когда-либо были подвергнуты кодированию в формате 44.1 кГц/16-битного, был нанесен непоправимый урон. Слишком много музыки было записано в 1980-х и 1990-х годах в 44,1 кГц или 48 кГц, прежде чем стали доступны для специалистов рекордеры с более высокой частотой дискретизации и большей разрядностью. Разумеется, конечный результат MQA преобразования будет намного лучше, если оригинальная запись была сделана с более высокой частотой дискретизации, или же был записана на аналоговую магнитную ленту».

«Некоторые плохо информированные критики предполагают, что любая музыка, которая когда-либо была записана на магнитную ленту и теперь преобразуется в MQA, не заслуживает названия “высокое разрешение”, имея в виду, что аналоговая магнитная лента имеет разрешение ниже среднего. Но это мнение является откровенно ложным. Многие файлы MQA, которые я слушал, были переведены с оригинальных аналоговых мастер-лент, причем некоторые 1950-х и 1960-х годов, и я могу сказать вам, что они обладают ничуть не менее высоким разрешением, чем любая запись, сделанная с помощью современной цифровой техники. Просто послушайте MQA версию песни “With Every Breath I Take” с альбома «Close to You» в исполнении Фрэнка Синатры и затем попробуйте предположить, что этот звук хоть в чем-то напоминает “низкое разрешение”».