НОВЫЙ ЦИФРОВОЙ УСИЛИТЕЛЬ И ПРОИГРЫВАТЕЛЬ SACD БЕЗ ЦАП ОТ MARANTZ
Новые полный усилитель Marantz PM-10S1 и проигрыватель CD/SACD Marantz SA-10S1 c приходят на замену
В европейской штаб-квартире Marantz, городе Эйндховен, прошла мировая премьера нового топового стереофонического комплекта фирмы - проигрывателя SACD c функцией ЦАП Marantz SA-10 и полного усилителя PM-10. Мы рассмотрели, послушали и разобрались в особенностях технической начинки новинок.
Новые полный усилитель Marantz PM-10S1 и проигрыватель CD/SACD Marantz SA-10S1 c приходят на замену разменявшим уже десяток лет флагманам с индексом 7. И технических нововведений в новой аппаратуре больше, чем когда бы то ни было.
В проигрывателе апдейт очевиден - SA-7 работал только с оптическими дисками, а “десятый” может принять дополнительный цифровой поток с компьютера и других источников. С усилителями история более сложная - под индексом 7 Marantz продавал систему пред/мощник с традиционной схемотехникой. PM-10 - полный усилитель по размерам раза в три уступающий предшественникам и при этом с впечатляющей номинальной мощностью 200 Ватт на 8 Ом. Как заметил сам Кен Ишивата, в усилителях 7-ой серии только радиаторы весили столько же, сколько весь PM-10 целиком. Задача перед разработчиками стояла нетривиальная: сделать аппарат по всем параметрам превосходящий прежнего флагмана, но в относительно компактном корпусе. Как? Ответ очевиден - широтно-импульсная модуляция.
Главный разработчик электронной части компонентов Райнер Финк специально отмечает, чтобы мы не забывали, что ШИМ - это не цифровое усиление, а лишь способ заставить выходные транзисторы более эффективно работать, сама же природа сигнала остается полностью аналоговой, никакого цифро-аналогового преобразования в усилителе не происходит. Такая архитектура уже использовалась в компактных моделях аппаратуры Marantz, но сделать на основе ШИМ флагманский компонент - это сильный и отважный ход, поскольку марке всегда был присущ определенный традиционализм, не будем забывать, что свою родословную усилители Marantz ведут от легендарных ламповых моделей.
В итоге мы имеем интегрированный усилитель с топологией двойное моно, тремя блоками питания и полностью балансной схемотехникой, который на нагрузке 4 Ом аккуратно удваивает свою мощность до 400 Ватт на канал. Действительно впечатляющие показатели. Кроме всей этой мощи, на борту еще и фонокорректор на полностью дискретных элементах, работающий с ММ и МС-головками.
Стоить аппарат должен где-то в районе 10000 евро и появится в продаже уже в начале 2017 года. О звуке - отдельно ниже по тексту.
С новым проигрывателем Marantz SA-10S1 история еще интереснее. На вид это вполне традиционный по нынешним временам формат СД-плеер/ЦАП с цифровыми входами и подключением компьютера по USB B, но под золотистой крышкой спрятана масса оригинальных находок.
Во-первых, транспортный механизм. Это привод SACD-M3, не просто доведенный до ума инженерами Marantz, а полностью собственной разработки. Он читает CD и SACD, а также, внимание - файлы высокого разрешения, если вы запишите их на CD- или DVD-R. Любопытный функционал.
Второе, и самое интересное - архитектура цифро-аналогового преобразователя, о котором Райнер Финк говорит, что его в этом плеер практически… нет.
Все подробности работы этой машинки покрыты мраком патентов, но называется процесс красиво - Marantz Musical Mastering. Суть его, насколько нам удалось выяснить состоит в том, что любой цифровой сигнал на входе в плеер (и на выходе с привода) конвертируется в поток DSD256, который на выходе представляет собой очень простой для обработки материал, и дальше требуются только самые простые фильтры, минимально влияющие на качество звука. По сути дела это та самая технология Bitstream, которая когда-то была фирменной для топовых ЦАП и проигрывателей СD Marantz. Так что новый аппарат в каком-то смысле - ретромашина, переосмысляющая находки еще конца 80-х.
Кстати, выходные фильтры, как давно принято в топовых плеерах фирмы, можно выбирать на свой вкус - к услугам владельца три варианта, которые можно переключать и варьировать звук в зависимости от фонограммы, остального тракта или даже настроения.
Купить новый проигрыватель можно будет тоже в начале года, а стоить он должен чуть дешевле усилителя.
Кен Ишивата пригласил журналистов в свою главную лабораторию - комнату прослушивания в европейской штаб-квартире Marantz в Эйндховене. Это само по себе весьма примечательное место, отражающее очень правильный подход к звуку. Комната не заглушена, как привыкли делать аудиофилы и “профессионалы” аудио. Гасят излучение здесь только мягкий пол и несколько занавесок, остальные поверхности - отражающие и рассеивающие звук, создают в комнате очень здоровую реверберацию, которая необходима для полноценной работы любой аудиосистемы.
В качестве акустики Ишивата совершенно неожиданно предложил использовать совершенно новые (их презентовали широкой публике буквально за две недели до этого) акустические системы Q Acoustics Concept 500. Это первая модель класса High End в портфолио относительно молодой английской фирмы и мало кому знакома, однако бренд-амбассадор Marantz объяснил свой выбор тем, что именно эти колонки как ему показалось максимально соответствуют его собственной концепции “правильного” звука. А для него это прежде всего - полноценная, масштабная и трехмерная сцена, которую должна создавать перед слушателем аудиосистема. Чтобы не заваливать вас искристыми эпитетами и долго не разглагольствовать, мы просто записали, как играет новый комплект Marantz на приличную камеру со стереофоническим микрофоном, расположенным в лучшей точке для прослушивания. Маэстро ставил классику, К.D. Lang, японские барабаны и даже довольно дубовую концертную запись Патриции Каас, ну а мы добавили в конце немного перчику с последнего альбома Aphex Twin.
От себя лишь добавим, что несмотря на весьма рискованные технические решения, инженерам Marantz безусловно удалось добиться своего. К звучанию нового комплекта трудно придраться, здесь и детальность и масштаб, и феноменальный контроль акустики (нет уверенности, что “семерки” справились бы лучше - тут усилителям с ШИМ равных просто нет) и, конечно, фирменная “мягкость” Marantz, которую Кен Ишивата удивительным образом сохраняет в звучании всех своих аппаратов.